Критерии и надежность выздоровления

При лечении зависимостей и психологических дисфункций пациенты и их родственники должны знать и помнить важное положение: после пребывания в лечебном учреждении, при любых успешных действиях специалистов, болезнь радикальным образом не может исчезнуть. Здесь не срабатывает принцип «оторвал, выбросил и забыл». При квалифицированном лечении будет создан фундамент выздоровления, который необходимо закреплять и наращивать. Только тогда будет достигнут устойчивый положительный результат.

Методы кодирования при зависимостях (которые, казалось бы, дают быстрый результат) тоже не являются исключением. Они представляют собой блокаду (химическую или психотерапевтическую) при которой зависимый человек будет огражден от предмета своей зависимости, но внутренняя потребность не исчезнет и это может привести к возникновению новых проблем.

Вот почему хотелось бы уберечь пациентов и их родственников от преждевременной успокоенности и настроить на необходимость продолжения работы с психологами после проведения основной фазы лечения и выписки из лечебного учреждения. Этому служат специальные реабилитационные программы, зарекомендовавшие себя в мировой лечебной практике. Речь идет о последовательных действиях по устранению проявлений психологической лабильности (неустойчивости). См. отделение психологической реабилитации.

На наш взгляд, лучше будет, если пациенты и их родственники будут делать это осознанно, на основе представлений о механизмах формирования психологических расстройств. Для этого здесь мы приводим схематическое описание этих механизмов, для простоты с некоторыми отклонениями от строгой научной точности, не искажая сути.

Головной мозг человека в самом простом схематическом виде включает в себя, как составные части — кору и подкорку. Рассудочная (сознательная) деятельность контролируется корой головного мозга. В подкорке формируется эмоциональный настрой, а также осуществляется контроль за подсознательной (т.е. независимой от желаний человека) деятельностью органов и систем.

Если, например, человек решил открыть форточку, это желание сформировано корой головного мозга. Человек может реализовать его (т.е. открыть форточку) или не реализовывать на свое усмотрение.

Частота сердечных сокращений (пульс) формируется подкорковой частью головного мозга и от желаний человека не зависит. Если у него пульс 80 ударов в минуту, а ему хочется иметь 70, то распорядиться им как форточкой не удастся. Хочет человек моргать или не хочет, а организм сделает это так как надо, не спрашивая желаний. Желудочный сок выделяется в организме в нужное время, не считаясь с личным мнением человека. Эмоциональный настрой и психологическое состояние человека, как известно, тоже от личных желаний не зависит. Каждый хотел бы всегда иметь хорошее настроение, хороший сон, эмоциональную стабильность, но не всегда это получается.

В лечебном учреждении с помощью медикаментов и психологических тренингов создаются основы и налаживаются связи в эмоциональной сфере. А далее надо это укреплять и развивать.

Как это осуществляется, в самом общем виде можно рассмотреть на примере известных физиологических опытов академика И.П. Павлова. Если собаке показать колбасу, то у нее начнет выделяться желудочный сок. Это обстоятельство физиологи элементарно регистрируют. Как уже говорилось выше, выделение желудочного сока происходит вне зависимости от желаний, т.е. подсознательно. Итак, работает физиологический рефлекторный механизм: “колбаса – желудочный сок”. Павлов добавил к эксперименту еще один элемент – одновременно с появлением колбасы включили электрическую лампочку. Результат обычный – выделение желудочного сока. Через несколько сеансов колбасу убрали, была только включена электрическая лампочка. Желудочный сок начал выделяться при включении электрической лампочки. Заработал новый созданный рефлекторный механизм: “лампочка – желудочный сок”.

Примерно так происходит наработка новых условно-рефлекторных (нейро-рефлекторных) связей, направленных на нормализацию эмоциональной сферы пациента. Со времен Павлова эти методы значительно усовершенствовались, а за последние годы созданы новые интереснейшие и эффективные методики коррекции психологических состояний и оценки результативности лечения. См. аппаратура Биологической Обратной Связи.

Из школьного опыта все знают – чтобы выучить стихотворение, его надо много раз повторить. Если выучил поверхностно, то сегодня – помнишь, через неделю – забыл. Значит надо еще раз повторить. Некоторые из этих стихотворений в результате многократных повторений запоминаются на всю жизнь.

Нечто подобное происходит при психокоррекционной наработке связей, формирующих эмоциональную сферу. Эти связи должны быть устойчивыми, долговременными и при необходимости подкрепляться путем повторений.

Кроме вышеуказанных специальных медицинских и психологических аспектов хотелось бы еще раз подчеркнуть важность общемедицинских и социальных факторов. Необходимо заниматься укреплением общего состояния здоровья. Для этого — пройти обследование и, если надо, лечение печени, почек, сердечно-сосудистой системы, других органов и систем. Очень желательны общеукрепляющие мероприятия: бассейн, массаж, сауна, физические упражнения и т.п. См. отделение оздоровительной терапии.

Очень важно позаботиться об определенном изменении социального окружения, которое тоже может служить фактором риска для рецидива болезни. Как это сделать, в конечном счете, решать пациенту и его близким родственникам. Наши психологи всегда готовы придти на помощь в подобных ситуациях.

Читайте также:

EnglishRussianUkrainian