Советы родственникам пациентов с зависимостями

Эти советы приводятся по книге профессора Ю.В.Пакина «Лечение наркомании: факторы успеха», Киев, 2016, раздел 21 «Уловки, на которые не надо попадаться» (адаптировано ко всем вариантам зависимостей). Для успешного решения проблемы родственникам как правило приходится выбирать различные пути действий как до направления пациента в лечебное учреждение, так во время и после лечения. Настоящие рекомендации — важный путеводитель по этим сложный вопросам от которых зависит жизнь их близкого человека.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПАЦИЕНТОВ С ЗАВИСИМОСТЯМИ

УЛОВКИ, НА КОТОРЫЕ НЕ НАДО ПОПАДАТЬСЯ.

Для того чтобы приступить к лечению, а затем в ходе лечения и реабилитации, родителям и родственникам практически всегда приходится вести длительные переговоры со своим подопечным, который то хочет, то не хочет лечиться и, как правило, выдвигает свои аргументы “за” и “против”.

Ниже приводятся некоторые стандартные ситуации с их оценкой или рекомендациями, вытекающими из практического опыта.

      Уловка 1: „Согласен лечиться позже”. Типичная ситуация при обсуждении родителей с пациентом вопроса о лечении — отсрочка. Да, он согласен начать лечение, но не сегодня, а завтра. Потом – с понедельника, но не с этого, а со следующего. Затем, сообщает, что он решит проблему самостоятельно. На самом деле – он просто не хочет отказываться от своего образа жизни, его устраивает существующее положение и он уверен, что все проблемы связаны не с его зависимостью, а с неудачным стечением обстоятельств, которые потом удастся решить.

Ваша задача, не уговорами, а конкретными действиями показать ему, что именно зависимость сильно усложняют ему жизнь. По крайней мере он должен знать, что пока он продолжает прежний образ жизни, родительскую поддержку он не получит ни по каким вопросам, кроме одного – лечение зависимости.

      Уловка 2: “Дайте деньги на решение проблем, иначе пойду воровать (и т.п.) и тогда будет еще хуже”. Нет большей ошибки родителей, чем регулярная выдача денег на нужды, связанные с зависимостью. Если родители накормят, дадут деньги, потом спать положат, оденут, накормят… см. далее сначала, то проблема точно будет крутиться по кругу, пока не достигнет критического состояния.

Зависимые люди часто шантажируют родителей подобными заявлениями и пользуются их родительским чувством “гуманности”. При этом, находясь на иждивении у родителей, человек будет стремиться демонстративно показать, что лечиться бесполезно, что рано или поздно все и так поправится. В описанной ситуации ему нет никакого смысла бросать свой образ жизни, в котором он находит удовлетворение. По его понятиям и ощущениям такая жизнь интересна и дает ему желаемые ощущения.

Необходимо создать такие условия, чтобы он видел, как ему плохо именно из-за зависимости.

      Уловка 3: „Надо другое лечение”. Родителям следует учитывать, что в ходе лечения у пациента может периодически, волнообразно появляться желание уйти от лечения. Для того, чтобы это желание реализовать пациент может начать предъявлять жалобы (часто апеллируя к родителям) на якобы «неправильное» лечение, которое надо либо прекратить, либо усилить либо проводить вообще по-другому. Это классическая хорошо известная ситуация для того, чтобы запутать родителей, внушить им чувство неуверенности в правильности действий, а далее побыстрее избавиться от лечебного процесса.

      Уловка 4: „Уже вылечился”. В противоположность предыдущей версии пациент может взять на вооружение тезис о том, что он уже вылечился. А именно, пациент сообщает, что чувствует себя хорошо. Проникновенно подчеркивает, что все понял, раскаивается, стремления к прежнему образу жизни нет (это уже после первой-то недели пребывания в клинике?!!), поэтому дальнейшее лечение абсолютно бессмысленно.

      Уловка 5: „Психологи не нужны”. Пациент утверждает, что психологи не нужны или плохие, их занятия ничего толком не дают, пустые разговоры, без них все понятно. Реальная причина может заключаться в нежелании лечиться. Совет родителям: необходимо самим общаться с врачами и психологами и лично составить свое мнение об их компетентности, заботе о пациентах, желании помогать Вам в решении проблемы.

Читайте также:

EnglishRussianUkrainian